Страна: США
Год: 2009
Режиссер: Джеймс Кэмерон
Сценарий: Джеймс Кэмерон
В ролях: Сэм Уортингтон, Стивен Лэнг, Зое Салдана, Сигурни Уивер, Мишель Родригез, Си-Си-Эйч Паундер, Джованни Рибизи, Джоэл Мур, Дилип Рао, Лаз Алонсо, Уэс Стади и др.
Бюджет: $230 млн.
Продолжительность: 166 мин.
Рецензия:
2154 год. Планета Пандора. Могущественная корпорация пытается договориться с аборигенами, гуманоидной расой На'Ви, живущей на месторождении ценнейшего и очень дорогого минерала. На Пандоре расположены войска из лучших наёмников Земли. В любой момент бывалый вояка, полковник Куоритч (Стивен Лэнг), может отдать приказ о наступлении. И очень хочет это сделать, но есть и другие пути. Ученые разрабатывают проект «Аватар», благодаря которому человеческий разум может контролировать тела 3-метровых навийцев. А это значит, что компромисс возможен. На Пандору пребывает бывший морпех Джейк Салли (Сэм Уортингтон), брат-близнец погибшего биолога, имевшего свой аватар в мире На'Ви. Он включен в группу исследователей, изучающих мир планеты. Воинственно-настроенные На'Ви принимают Джейка, и даже готовы обучить его своим обычаям, раскрыть некоторые секреты Пандоры. Погружаясь в новый мир удивительных традиций, мифологии и религии, Салли с каждым днём приближается к самому сложному выбору своей жизни: выполнить данное Куоритчу обещание или же встать на защиту планеты, ставшей для него вторым домом…
Ожидание новой картины Джеймса Кэмерона в какой-то момент превратилось в подобие приятной спортивной дисциплины: хотелось именно ждать, строить догадки, до бесконечности спорить о показанных деталях и мелочах, жонглируя немногочисленными, но важными «а что если?», «сможет ли?», «а вдруг?!», «всё или ничего!». Подобные рвения киноманов имели под собой основания: в большой кинематограф возвращался человек, с чьим именем связаны каноны жанра, и даже – правила игры, которые он, не отдавая себе в этом отчёт, когда-то и придумал. Совокупность хорошо известных факторов и фактов (внушительный перерыв, грандиозный успех «Титаника», лукошко всевозможных премий, обещанная революция, солидный бюджет и т.д.) доводила интригу до мыслимого (и немыслимого) предела, становясь не соратником, а скорее врагом режиссёра. Когда от тебя ждут качественной постановки – это одно, когда Откровения – совсем другое. Кэмерон, отдадим ему должное, никогда не обещал второго, но самим фактом съёмок практически гарантировал первое. Именно так, в сущности, и получилось.
Задолго до премьеры было ясно, что режиссёр взялся за революционный визуальный эксперимент. После премьеры очевидно – эксперимент удался. Но спецэффекты всегда были и будут (в это очень хочется верить) всего лишь составной частью единого целого, имя которому – история, сюжет, повествование. С помощью графики сегодняшнего зрителя можно убедить в чём угодно: наступлении Апокалипсиса, атаке инопланетян, столкновении с гигантским метеоритом. Невозможно лишь одно: заставить сопереживать героям, верить их поступкам и словам. Джеймс Кэмерон всегда умел находить, а иногда буквально выуживать в казалось бы шаблонных сюжетах необходимые смыслы. Его фильмы всегда были чуть-чуть о другом, чуть-чуть умнее и глубже, чем это могло показаться на первый взгляд. Однако в случае с «Аватаром» ставка была сделана именно на показ, а не рассказ истории, представляющей из себя очередную версию вечного сюжета «свой среди чужих, чужой среди своих». Кэмерон отказался от поиска новых ходов и новых красок, а лишь усердно перенёс «Покахонтас» и «Танцы с волками» на почву Пандоры.
Серьёзный перерыв в карьере – всегда большая опасность, ловушка, угодить в которую можно в любой момент. Достаточно просто не снимать. За 12 прошедших после триумфа «Титаника» лет многое изменилось. Не стоит сомневаться, Кэмерон это прекрасно понимал. И тем не менее, снял ещё одну сказку для взрослых с набором завалящих банальностей о мире во всём мире и дружбе рас и народов. При всей фантастической красоте этой сказки сегодня – это скорее прыжок на месте, или громогласное сообщение о том, что Земля, оказывается, вертится. Для самого ожидаемого проекта последних лет этого, думается, слишком мало.